КОПИЛКА ВОСПИТАТЕЛЯ (Клыкова О.А.)
«Пальчиковые игры - как средство развития речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста»Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 «Реченька» Городского округа Ступино Московской области Московская обл., г. Ступино, улица Андропова, вл. 95, тел. 64-2-30-60
«Пальчиковые игры - как средство развития речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Клыкова Ольга Александровна
Ноябрь 2017 г.
«Пальчиковые игры - как средство развития речи и познавательных процессов у детей дошкольного возраста» (консультация для педагогов)
Я думаю, что данная тема считается одной из актуальных в процессе подготовки детей к школе. Итак, почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Именно поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в работе с детьми, так как отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Поэтому, я думаю вы со мной согласитесь, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму, и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее», поэтому развивать общую и мелкую моторику ребенка необходимо с самого раннего возраста. Существует много методов, но подробно я хочу остановиться на пальчиковых играх. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка. Виды пальчиковых игр: • пальчиковые игры с предметами; • активные игры со стихотворным сопровождением; • игры манипуляции; • пальчиковые игры на основе сказок; • пальчиковые кинезиологические игры; • пальчиковые игры с элементами массажа; • пальчиковые игры с музыкальным сопровождением; • пальцевые узоры. Сейчас, я остановлюсь на каждом из них. Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. У самых разных народов такие игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память. Деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Вот одна из этих игр с карандашом. Карандаш в руках держу Поиграть я с ним хочу. Карандаш в ладони взяли И немного пошуршали. Карандашик я возьму Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Следующий вид -активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. Паучок ходил по ветке. А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Стало солнце пригревать, Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке. Домик маленький на елке, Дом для пчел, а где же пчелки? Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5. Я стучу, стучу по елке, Где же, где же эти пчелки? Стали вдруг вылетать: 1,2,3,4,5! Следующий вид пальчиковых игр- игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры. Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик я - Вот и вся моя семья! Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. Следующий вид - пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга» Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. *ухо-нос (по очереди менять руки) * живот-голова *ладонь-пальцы Следующий вид- пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание, надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи,палочки, трубочки). Следующий вид- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде». Следующий вид- игры с карточками пальцевых узоров. Представляют собой простейший тренажер, развивающий чувство зрительно-ручной координации (глазомер), необходимый для последующего развития графических навыков. В качестве узоров можно использовать национальный орнамент, графические сюжеты из явлений природы (волны, ветер, тучи, деревья), а так же отдельные художественные каллиграфические буквы. Узоры -линии периодически меняются путем замены листов. И завершить свое выступление я хотела бы такими словами: Нам две руки природою даны, И обе драгоценны и нужны. Одна дары от жизни принимает, Другая их с поклоном возвращает. А что же остается у того, Кто не жалеет в жизни ничего? В его руках богатство остается, Оно любовью к ближнему зовется. Удачи всем, спасибо за внимание! 6 марта 2019 в 21:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.